Народное зодчество Сибири

«До сих пор существующее мнение, что крестьяне часто строят свои избы, как придется, без учета окружающей природной обстановки, исходя только из функциональных удобств, в корне неверно. Русский народ любит свою природу, тонко ее понимает и стремится так организовать свое жилье, чтобы оно сочеталось с окружающим ландшафтом×».
Книга:
Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1953. — 277 с.
Ащепков Евгений Андреевич
Советский архитектор, искусствовед и историк архитектуры. Для целей нашего исследования Евгений Андреевич интересен тем, что написал две книги о народном зодчестве Сибири. При написании книги об архитектуре сел Западной Сибири посещал село Батурино Томского района и в книге приводит примеры застройки этого села. Оба произведения написаны, можно сказать, поэтично, с большим уважением к строителям сел на территории Сибири.
Обычно протяженная композиция села с одинаковой по высоте застройкой оживляется каким-либо высотным центром — церковью, звонницей или пожарной вышкой, расположенной в центре села.

При «долинном» расположении деревень можно отметить несколько приемов планировки и застройки улиц, единых по своей композиционной схеме, но имеющих некоторое принципиальное различие. Обычно избы выстраиваются в относительно прямолинейный ряд или несколько рядов, образуя «порядки» — «ряды» улиц. Река при этом является как бы композиционной осью, объединяющей всю застройку.


Можно отметить три основных приема организации улиц в таких селах:

  • односторонняя застройка вдоль реки;
  • двусторонняя застройка в одну улицу;
  • ряд улиц, расположенных параллельно реке.

При односторонней застройке улицы избы обращены фасадами к реке, дворы со всеми хозяйственными постройками расположены за домом. Общую композицию усадьбы завершает огород.



Напротив печи находится окно, которое прежде было волоковым, но впоследствии перестроено и увеличено. При расширении оконных проемов необходимо было перерубить поперек несколько венцов, что (со слов хозяев) представляло большую трудность, так как гнулись и отскакивали.
Если в архитектуре сибирской избы нет ничего яркого и бросающегося в глаза, то в ней есть и другие, очень ценные качества. Скромность, конструктивная логика, художественная цельность, гармоничное сочетание построек с ландшафтом, простота и вместе с тем величественность сооружений позволяют говорить о сибирских избах, как об истинно художественных произведениях русского народа, свидетельствующих о его тонком понимании красоты.
Ащепков Е.А., Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре,1953 г., 277 с.

  • Проникновение в Сибирь — доказательство отваги, любознательности, жизненной несокрушимости русского человека.
  • После заселения Сибири русскими в течение столетия, на огромной территории от Урала до Камчатки, не было построено ни одного каменного здания.
  • Зодчий чувствовал и понимал красоту и величие формы в пространстве и лаконичности. Нет ничего лишнего, мешающего сильному общему впечатлению. Все конструктивно ясно, немногословно, и в этом сила.
  • Естественно, что на такой огромной территории, как Сибирь, были свои специфические условия – социальные, экономические, природные, оказывающие определенное воздействие на духовный внешний облик человека, на его культуру, быт, искусство.
Топор являлся основным плотничьим инструментом не только в сельском строительстве, но даже и в позднейшем городском (о чем свидетельствуют документы Московской Оружейной Палаты за 1684 год).
Топором выполнялись все строительные работы, включая и резьбу по дереву.
Глава 3. Конструктивные приемы в народном зодчестве. Орудия труда (стр. 61)

Пила, даже в средней части России мало распространенная в XVI – XVII столетиях, и в Сибири появилась позже топора. Некоторые из сибирских старожилов помнят времена, когда пила была довольно редким инструментом, хотя знакомство с пилой началось еще с допетровской эпохи. Даже такие крупные постройки, как Ивановский монастырь (бывшей Тобольской губернии), построенный в XVIII столетии, и Богородицкая церковь в Тобольске, построенная в 1691 году, имеют древние детали, выполненные из тесаных досок. А в некоторых местах Западной Сибири можно встретить старые избы, целиком сооруженные топором, включая перерубленные поперек бревна в срубе.

Наиболее распространено в старых деревнях Западной Сибири ассиметричное устройство, с проезжей частью и одной калиткой, в котором отражается принцип народной архитектуры — утилитарная простота.
Глава 7. Ворота (стр. 113–120).
Необходимо отметить большое внимание сельского строителя к устройству ворот, являющихся как бы лицом и основным композиционным центром усадьбы.
Здесь особенно заметны строительные традиции давно ушедших времен, наиболее прочно сохранившиеся в глухих деревнях и в настоящее время не утратившие своей привлекательности и оригинальности.

В оформлении ворот деревенских усадеб больше, чем в других элементах сельского строительства, чувствуется влияние церковного и городского зодчества. Можно встретить формы, заимствованные из барокко, ампира и других стилей.

В случае несимметричного устройства ворот вся конструктивная клетка базируется на трех массивных столбах, перекрытых сверху тесовой двускатной, а позднее четырехскатной крышей, хорошо защищающей полотнище ворот (в большинстве случаев двустворных, о чем говорит само название «ворота»), калитку и столбы от действия сырости. Крыша, часто с большим выносом, придает воротам, кроме утилитарного удобства, довольно привлекательный вид.
Гребень крыши часто завершался своеобразным коньком или доской или толстой доской с различными фигурными вырезками, чаще вариантами простых геометрических элементов — уголков, кружков, косиц и т. д. Подкарнизная часть оформлялась декоративными деталями — жгутиками, выкружками; иногда применялся выжженный орнамент, очень эффектный на фоне неокрашенного дерева.
Разновидность ворот, крытых двускатной крышей, много. Так, в деревнях Томской области Батурино, Коларово, Спас
вместе с воротами кроют и часть забора-ограды, которая в данном случае обрабатывается решеткой, дающей прозрачную декоративную сетку, хорошо контрастирующую с глухими западными воротами.
Калитку размещали сбоку, чаще справа от ворот. Подкарнизная часть обычно украшается доской с ажурной выпиловкой, хорошо подчеркивающей строгость всего сооружения. Полотнища ворот – гладкие, без филенок, обшитые тесом, без каких-либо декоративных украшений.
Иногда, как например, в воротах в деревне Спас, полотнища украшены скромной накладной резьбой или набивкой по диагонали (соответственно каркасу полотнища) ряда кузнечных гвоздей с жестяными подкладками.
Ворота, устроенные по данной схеме, отличаются большой простотой. Основной и, пожалуй, единственный мотив оформления их - двускатная крыша с сильно развитым карнизом.
Столбы обычно не обрабатываются.
Иногда делается попытка связать замкнутый двор, усадьбу с улицей путем устройства в полотнище ворот калитки и в части забора — прорезей, решеток, дающих возможность видеть внутренний двор.
Своеобразной разновидностью ворот с крышей является случай, когда крыша над воротами настолько развита, что заполняет все пространство от избы до амбара, перекрывая часть забора с двух сторон от ворот. Композиция приобретает горизонтально протяженный характер.
Старый тип ворот с двускатной крышей здесь интересно переработан и применен. Такие ворота, обычно глухие, создают впечатление замкнутости полной изолированности усадьбы от внешнего мира, подчеркнутой не только глухим забором, но и статичной линией крыши.
Архитектурный образ ворот остается глухим, изолирующим всю жизнь двора, усадьбы от внешнего мира. Подобные типы ворот распространены в Томской области (деревни Спас, Батурино и пр.)
Две примыкающие друг к другу усадьбы имеют самостоятельные ворота с калиткой, объединенные одной общей крышей.
Ворота из второстепенного элемента усадьбы перерастают в сооружение, обращающее на себя внимание.
Мелочи здесь не нужны, они будут лишней помехой никчемным украшением в окружении суровой природы. Все внимание строителя было сосредоточено на удачно найденных пропорциях и хорошем силуэте.
Оригинальный прием решения ворот можно встретить и в деревнях Омской области. Удачно найденная простая конструктивная деталь дает прекрасный силуэт, не требующий дополнительных украшений. Здесь строитель исходит из принципа решения ворот со сплошной крышей, но видоизменяет его над каждым столбом, дает самостоятельный карниз с крышей, хорошо защищающий конструкцию от сырости.
Нарушение некоторой статичности старого устройства не идет в ущерб общему сильному эффекту.

Второй тип ворот, характерный симметричностью, в чем доминирует влияние городского зодчества.
В качестве связи столбовых ворот положено одно сильно профилированное бревно с завитками-валютами на концах, образующими полуарочки над проезжей и входной частью.
Столбы ворот, являясь несущей конструкцией сооружения, значительно расширены книзу и обработаны наподобие контрфорсов.
Верхнее связывающее столбы бревно (из одного дерева) образует своим естественным выгибом арочки над пролетами ворот. Бревно перекрытия обработано накладной рейкой с жестяной фигурной полоской, опоясывающей, как кружевом, всю причудливую форму связи-перекладины, облегченную тонкой накладной резьбой.

Рельефные розетки на протяжении оси столбов акцентируют вертикали тонких резных колонок-накладок, закрепленных по краям столбов резными жгутами.
Свободное пространство, образованное проемом калиток и завершенное бревном, обработано узорчатой накладной резьбой, заполняющей почти все поле доски-заборки.

Первое впечатление от орнаментики очень сильное: кажется, что сложный барельеф с затейливыми письменами-иероглифами приютился над входами. Небольшая рифленая розетка центрирует внимание и собирает весь динамичный, простой по элементам орнамент в одну компактную группу. Полотнище ворот разбиты на три части и обработаны сильно профилированной накладной резьбой простого орнамента.

Уникальное решение подкупает простотой и изяществом формы. Богатство впечатления при сравнительно небольших средствах оформления заслуживает внимания как пример подлинного народного творчества. Очень удачные пропорции ворот в целом и отдельных элементов сообщают сооружению органическое спокойствие.
В некоторых случаях ажурная вставка между столбами поверху дана как декоративный элемент: легкостью и нежностью рисунка подчеркивается мощь столбов, не нуждающихся в дополнительных связях (рис. 244).

Устройство ворот, ведущих в крытые дворы при двойных и тройных избах Томской области, отличается своеобразием.
Проемы делаются в торцевой стене — части постройки, являющейся крытым двором, и удачно оформляют его мощными, вытесанными из толстых бревен столбами-косяками, определяющими габариты ворот.
В деревнях Томской области довольно распространены ворота без горизонтальной связи. Все сооружение прочно закреплено на столбах и не требует дополнительных горизонтальных связей поверху.
В деревнях, расположенных ближе к городу, в оформлении ворот чувствуется некоторое влияние различных стилей — ампира, барокко, но в своеобразной, присущей сельским постройкам трактовке. Так ворота в деревнях Зайково, Копытово и др. типичны и повторяют схему ворот со сплошной крышей над всем сооружением. Карниз и крыша раскреповываются над каждым столбом, создавая динамичность, акцентируемую продолжением столбов выше крыши.
Столбы обработаны в средней части резными колонками, также подчеркивающими значение несущих опор.
Очень распространена, вследствие своей практичности и красоты, разделка «в елку» (рис. 245).
Устройство ворот, ведущих в крытые дворы при двойных и тройных избах Томской области, отличается своеобразием.
Проемы делаются в торцевой стене — части постройки, являющейся крытым двором, и удачно оформляют его мощными, вытесанными из толстых бревен столбами-косяками, определяющими габариты ворот.
Полотнища ворот, обычно простые, украшают кузнечными гвоздями с большими шляпками (круглой или квадратной формы), набитыми по диагонали полотнища.
Верхний конец в большинстве случаев завершается кривой, подобной арочному перекрытию, форма арки имеет характер, присущий дереву. В некоторых случаях арочки с лицевой стороны обрабатываются тонко профилированным наличником, облегчающим напряженную под тяжестью нависающей стены конструкцию.

Иногда ворота перекрываются по столбам мощным карнизом из одного дерева, обработанного сухариками или уголками, стягивающим и закрепляющим монументальную композицию (рисунки ниже).

Асимметричность ворот с одной калиткой не нарушает цельности впечатления двойной или тройной избы. Арочное завершение ворот удачно сочетается с фронтонами спаренных изб, подчеркивая значительность и солидность всего сооружения.
Рассматривая наиболее типичные приемы в устройстве ворот сибирских деревень, можно обнаружить заметное стремление строителя разнообразить общую схему их решения. Чувствуется попытка сделать ворота «на свой лад», показать особенность своей деревни.

Иногда в одной деревне почти все ворота сделаны по удачно найденной схеме с небольшими вариациями; соседняя же деревня имеет другую разновидность.
Типизация ворот по отдельным деревням создает своеобразный ансамбль разрозненных построек и как бы объединяет все усадьбы проходящим лейтмотивом.
Особое место занимают ворота поскотин (ворота при въезде в деревню). При большой простоте и утилитарности этого вида много внимания уделялось запору ворот, иногда очень остроумной и своеобразной конструкции, где с полной силой сказалась русская смекалка.
Замыкают ворота длинной жердью, вкопанной одним концом в землю на расстоянии 3–4 м от ворот в сторону от дороги; другой конец жерди упирается в полотно ворот. Таким образом ворота, закрываясь, своей тяжестью отводят пружинящую жердь и, захлопнувшись полностью, замыкаются ставшей на место жердью.
Формы и виды запоров, самые разнообразные, иногда не лишены некоторой декоративности.
Необходимость иметь ворота всегда закрытыми, что неаккуратно выполняется проезжающими через деревню, привела к самозакрывающимся конструкциям, широко распространенным повсеместно в Сибири, как и в центральных областях Союза.
Ворота навешиваются с некоторым наклоном в сторону столбов-стоек, чтобы полотнище могло закрываться само.
В некоторых случаях столбы ворот обрабатываются легкой порезкой и фигурным завершием, сходным с обработкой коновязи.
Заслуживает внимание устройство калиток-входов в огороды, скотный двор, порой решенных с предельной простотой и выразительностью.